Не для слабонервных: корпоративные вечеринки
Как вы думаете, что такое корпоративная вечеринка? Возможность пообщаться с начальством и коллегами в неформальной обстановке? Бесплатное виски? Не заблуждайтесь. Корпоративные праздники пришли к нам из прекрасного капиталистического далёка. Изначально они считались действенным механизмом управления, такими и остались. Руководители новой формации начали осваивать теорию менеджмента и новые приемы работы с персоналом, частью которой и стали корпоративы. Общественно полезная работа, хорошо знакомая каждому россиянину по средней школе (пионерские отряды, кружки, утренники, позже КВНы), трансформировалась в оптимистичное американское понятие "community service", служение обществу.
Тимбилдинг - тренажер "мозгового штурма"
Несколько лет назад традиционные фуршеты и банкеты с участием массовиков-затейников потеснила мода на тимбилдинг - очередная выдумка американских HR-менеджеров. Это командные игры "с начинкой", призванные официально - сплотить коллектив, неофициально - оценить личные качества сотрудников, такие как нацеленность на победу, здоровая или нездоровая амбициозность, готовность победить любыми способами, проявить себя за счет ближнего и т.д.
Справедливости ради стоит сказать, что в творческих коллективах тимбилдинг просто необходим - командные игры развивают групповое мышление, провоцируют "мозговой штурм". В подобных соревнованиях невозможно отмолчаться, тихонько подождать в стороне, пока коллеги выдают на-гора гениальные идеи. Можно отлично изучить способности и привычки коллег, а это позволит в будущем распределять рабочие обязанности максимально удачно - ко всеобщему удовольствию.
Идеологическая изнанка
С тех пор как человек начал проводить большую часть своей жизни в офисе, появились несколько новых психических расстройств - офисная депрессия, "синдром выгорания" и десятки разновидностей трудоголизма. Но ведь хорошо работать может только сотрудник, полностью довольный атмосферой в офисе и собственным отношением к работе. Обеспечить такое отношение, а также предотвратить всякого рода нервные срывы - первая задача корпоративных праздников (читай - праздничной терапии).
Вторая задача прозрачна и очевидна, но упорно не принимается во внимание большинством сотрудников. Корпоративы позволяют боссу оценить своих подчиненных в неформальной обстановке, они предоставляют богатейшую пищу для размышлений о кадровой политике компании. Все ли сидят на своих местах? Кто кого и для какой цели "подсиживает"? Кто готов примчаться по первому зову любимой компании, а для кого думы о ней исчерпываются подсчетом оставшихся до зарплаты дней?
Если все пойдет точно по теории менеджмента, то в один прекрасный момент наш корпоративный дух поднимется до высот токийских небоскребов. В Японии, знаете ли, коллективизм повсеместный и уже врожденный: каждый день после рабочего дня сотрудники с боссом или без отправляются на пару часов в бар, на выходных всей компанией выезжают на пикник и всю жизнь, вплоть до выхода на пенсию, проводят под неусыпным оком начальства. Система действенна, результативна и подозрительно напоминает замятинское "Мы".
От корпоративной этики - к корпоративной культуре
Статистика неумолима и неподкупна. Она утверждает, что именно после корпоративов (призванных сплотить коллектив, помните?) кадровые службы дружно приступают к оформлению бумаг на увольнение. Как сделать так, чтобы корпоративное торжество не стало для вас последним в стенах данной компании? Это несложно. Корпоративную этику и корпоративную культуру отделяет один шаг, и только от вас зависит, насколько удачным и взаимоприятным окажется мероприятие.
Половина опрошенных признались, что, будучи в изрядном подпитии, высказывали начальству все свои мысли, претензии и конструктивные предложения по самому широкому спектру производственно-личных отношений. Не теряйте бдительности, если босс рассказывает анекдоты, поет караоке и неуклюже танцует с молодыми сотрудницами. Он все видит, все анализирует и делает соответствующие выводы. Не позволяйте алкоголю ослабить щит благоразумия и не выплескивайте на шефа ни излишнюю симпатию, ни агрессию. Гораздо проще и мудрее плыть в спокойном эмоциональном мейнстриме. Расслабьтесь и получайте удовольствие
С алкоголем вообще стоит обращаться поосторожнее, пусть даже высшее руководство расщедрилось на первоклассный виски. В Западных компаниях сотрудники на корпоративных празднествах гораздо реже доходят до постыдной кондиции всего лишь по одной причине - стоить упасть лицом в салат, как это заметит более трезвый коллега и не упустит возможности использовать сей факт в своих целях. Пара насмешливых слов начальству, и с вами перестанут считаться. При сегодняшней текучести кадров дать слабину - непростительная ошибка. Однако полностью исключать алкоголь из меню не стоит. Как-никак, в России считается, что непьющий человек подозрителен и коварен. Стереотипы и предубеждения пока сильнее корпоративной этики.
От чего не стоит отказываться - так это от участия в конкурсах. В них должны быть задействован каждый. Отсидеться в стороне - значит пойти поперек политики компании и проявить свое безразличие. Зачастую конкурсы не отличаются высокой интеллектуальностью, некоторые взяты из репертуара второсортных свадебных вечеринок, но... Ничего не поделаешь, остается позабыть о гордости, подавить в себе интеллектуала и принять-таки участие в забеге в мешках задом наперед. Быть может, именно в этом безнадежном конкурсе ваше лидерские качества проявятся как никогда?
Поверьте, корпоративные вечеринки со всеми их составляющими придумали люди неглупые.
Когда вечеринка достигает своего апогея взрослые и, казалось бы, адекватные люди почему-то начинают играть в жутковатые игры с уклоном в пошлость. Если ваше самоуважение никак не может себе этого позволить - не стесняясь, отказывайтесь под предлогом "выйти подышать свежим воздухом". Во-первых, все равно никто не заметит вашего отсутствия, во-вторых, не придется со стыдом вспоминать свое участие в пантомиме "брачная ночь Ивана Царевича и Лягушки Прекрасной"
Не забывайте, что на следующее утро вечеринка должна остаться исключительно в архивах вашей памяти. Самое безрассудное, что вы можете сделать - с порога напомнить всем о том, как босс, с галстуком набекрень, отплясывал гопака. Не стоит освежать в памяти коллег и те моменты, которые ему запомнились крайне смутно, зато вам - на всю жизнь. Беспорядочные связи и компрометирующие признания стоит также оставить в прошлом. И здесь речь идет даже не в заботе о сохранности собственного рабочего места, а в банальной вежливости.
Что же делать, если вы не приемлите коллективные формы досуга, если родной диван вам милее пинтбола с коллегами? Все хорошо, если начальство ведет себя адекватно и уважает желание сотрудников провести вечер в одиночестве.
Однако практика показывает, что гораздо чаще ретивое начальство строго отчитывает "прогульщика", лишает премии и при первом удобном случае отдает его место более инициативному сотруднику. С точки зрения менеджмента - это оправданный, даже необходимый шаг. Поэтому, если судить объективно, у вас два выхода - либо взять себя в руки, явиться на вечеринку и расслабиться, либо искать новую работу. Второй вариант вряд ли поможет. Но что делать, если вас категорически не устраивает подход компании к увеселительным мероприятиям?
Что ж, культура, как правило, начинается с одного-единственного человека. Корпоративная культура - не исключение.
Дарья Печорина